пятница, 22 января 2016 г.

Скептицизм в христианстве.



Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы предлагаем вам для рассмотрения тему «Скептицизм в христианстве». Мы попытаемся разобраться, что такое скептическое мышление, и в какой мере оно может присутствовать у настоящего библейского христианина.

Давайте начнем с определений. В Философском Энциклопедическом Словаре мы читаем, что скептицизм — это «философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины». Что касается христианства, то понимая, что сегодня мы зачастую сталкиваемся с его номинальной формой, особо подчеркнем, что будем говорить о той, которая описывается в первоисточнике, то есть в Библии.


На первый взгляд кажется, что принцип сомнений вообще не совместим с религиозным мировоззрением. Само слово «сомнение» уже может выглядеть как минимум подозрительно для верующего человека, а порой и противопоставляться истинной вере. Ведь если истиной является сам Христос, то не понятно, как вообще можно быть Его учеником, если не иметь в этом твердых убеждений. Или ты веришь, или сомневаешься, — перед таким выбором могут поставить человека в церкви. И это может привести к тому, что он либо закроется от своих сомнений, либо перестанет о них говорить, либо вообще оставит общину. Каждый вариант плох и разрушителен по-своему.

Негативное отношение к скептицизму в христианской среде говорит о том, что мы недостаточно хорошо понимаем его принципы. Мы увидим его необходимость, как только столкнемся с человеком, который будет убеждать нас в каких-то абсолютно невероятных, фантастических вещах и удивляться, почему мы относимся к этому с недоверием. Как бы вы сами отнеслись к человеку, заявляющему что Земля плоская, а Луна состоит из швейцарского сыра? Вот именно в такие моменты мы призываем на помощь здравый смысл и задаемся простым вопросом, — а так ли это на самом деле.

К сожалению, в современном христианстве существует множество доктрин, которые не имеют к нему никакого отношения. За прошедшие почти 2 000 лет церковь нередко позволяла себе утверждения, весьма далекие от сферы своей основной деятельности — спасения человеческих душ. И сегодня нам уже бывает трудно разобраться, являются они частью апостольского учения или же придуманы гораздо позже, причем людьми, не имевшими на то никакого права. Особенно очевидно это в вопросах из области естественных наук, по которым некоторые люди от имени церкви высказывались безапелляционно и часто. Сегодня мы видим их заблуждения и вынуждены чуть ли не извиняться за то, что церковь выставляла себя в таком дурном свете. Следует помнить, что эти заблуждения привели к появлению многих стереотипов о христианской вере, распространенных среди неверующих до сих пор. Например, о том, что христианство противится науке и что человек может доверять либо одному, либо другому.

Что же представляет собой скептическое мышление? Мы рассмотрим два его принципа. Первый состоит в воздержании от утверждений, не имеющих доказательств. Очевидно, что если бы каждый человек (кстати, не только верующий) придерживался этого простого правила, то в нашем мире было бы больше взаимопонимания. Христианину будет полезно явным образом отделять в своей речи то, в чем он уверен, потому что имеет доказательства, от того, в чем он уверен, просто потому что где-то об этом прочитал или услышал. При общении с неверующими этот принцип особенно важен. Также не следует бояться говорить о том, что мы чего-то не знаем (особенно, если это очевидно и без нашего признания). Это никак не повредит нашему авторитету, — скорее даже наоборот. Многие споры, причем не только религиозные, могли бы стать гораздо более продуктивными, если бы стороны придерживались этих простых правил.

Второй принцип скептицизма — это так называемая гигиена мышления. Он говорит о том, что нужно тщательно следить за тем, во что мы принимаем решение верить. Порой примером истинно верующего человека нам может казаться тот, кто принимает на веру абсолютно всё. И чем в большей степени его убеждения противоречат фактам из окружающей действительности, тем более сильной считается его вера. Например, представляется более-менее очевидным, что сегодня люди не воскресают из мертвых и не излечиваются сами собой от аппендицита, что у них не отрастают конечности и не появляются новые знания без специального обучения. И если человек рассчитывает в этих вопросах исключительно на чудо (ссылаясь на то, что Бог всемогущий), то наверное он просто живет в мире иллюзий, то есть в какой-то совершенно другой реальности, построенной не Богом, а им самим. И уж точно это не говорит о том, что его вера сильна.

Более того, практика «слепой веры» является весьма спорной и даже опасной. Всегда важно проверять себя, на основании чего мы верим в те или иные вещи. И если нам кажется, что на основании того, что якобы прямо записано в Писании, то следует разобраться, как это согласуется с тем, что происходит в реальном мире. И второй вопрос, который будет полезно задавать, — все ли христиане верят таким образом, и если нет, то почему. Например, если Бог желает, чтобы все Его дети были богаты и успешны, то почему это слишком часто не так? Если Он желает, чтобы они никогда не болели и не умирали, то почему это очевидно не так? Если Библия говорит о шести днях творения, то почему это противоречит ясно подтвержденным научным фактам и отвращает от принятия веры людей сведущих в науке?

Проблема здесь в устройстве нашего разума. Дело в том, что принимать утверждения без строгих доказательств интеллектуально гораздо проще, чем всерьез трудиться над чистотой своих убеждений. Привыкнув так поступать, мы можем слишком увлечься, и начав строить фундамент своего мировоззрения на вере, затем постоянно добавлять в него всё новые и новые вещи, порой уже весьма противоречивые и далекие от того, что есть на самом деле. Как верующие люди, мы действительно вынуждены принимать какие-то утверждения на веру. В частности, даже сам факт существования Бога не может быть доказан с той же степенью строгости, как это принято в точных науках. Конечно, это не умаляет значения личного духовного опыта человека и не говорит о том, что у нас совсем нет никаких оснований для веры. Напротив, они есть и их немало. В частности, космологический или нравственный аргументы убеждали и продолжают убеждать многих людей в том, что Бог как некий Абсолют, безусловно, существует. Но это уже немного другая тема для разговора. А сейчас давайте рассмотрим несколько библейских отрывков.

Деяния 17:10-12 — «Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало».

Обратите внимание на то, что люди, которые не верили на слово апостолам, а проверяли их проповеди по Писанию, названы более благомысленными (или «более открытыми» в другом переводе), чем те, которые жили в Фессалонике, и которые не разобравшись в сути дела, устроили беспорядки и вынудили их покинуть город. Мы видим, что проверка сказанного не только не осуждается, но и относится в Библии к несомненным добродетелям. Причем в данном случае проверке подверглись люди, обладающие серьезным авторитетом в церковных кругах.

Иакова 1:5-7 — «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».

Казалось бы, этот отрывок прямо говорит о недопустимости сомнений. Однако здесь речь идет о сомнениях совсем другого рода — сомнениях в том, к кому мы обращаемся в своей молитве. Конечно, если мы просим что-то у Бога, то должны быть уверены, что будем услышаны Им. Здесь нам необходимо быть последовательными. Если мы верим, то и живем по своей вере. А если пытаемся совместить в ней противоречащие друг другу вещи, то будем подобны той самой «морской волне». И если будем пытаться угодить всем, то значит полны внутри себя идолов, и не уверены, какому из них по-настоящему хотим служить.

Филиппийцам 2:14-16 — «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился».

Здесь в синодальном тексте не очень удачный перевод. Словом «сомнения» переведено греческое «диалогисмос», означающее рассуждения и споры. Если мы начали что-то делать, то терять время на жалобы и споры уже неразумно. Но, конечно, перед тем, как что-то начать, нужно хорошо подумать.

Иоанна 20:24-29 — «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Обратите внимание на то, что Иисус не осудил Фому за неверие, но, напротив, благословил, дав ему явное свидетельство о Себе. То самое свидетельство, которое мы сегодня считаем одним из самых важных новозаветных доказательств божественной сущности Христа. Можно быть уверенными, что слова Фомы: «Господь мой и Бог мой!» были искренними. Они продемонстрировали его глубокую убежденность в своем Учителе и намерение пронести это признание через всю свою жизнь. Что, как мы знаем из истории, он и сделал.

Пусть его подвиг веры будет примером для каждого из нас. Благословений вам в служении Богу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий