воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Бесы и суеверия

Дорогие друзья. Русская Библейская Школа предлагает вам небольшое исследование на тему: «Бесы и суеверия». 

Как нам кажется, в современном мире эта тема вновь становится актуальной. Нередко даже верующие люди путаются в ответах на вопросы о том, что действительно является частью христианского вероучения, а что относится к пустым суевериям. Мы хотим помочь вам разобраться в данной теме. Надеемся, что этот текст будет вам полезен и интересен.

Будем рады вашим комментариям, которые вы можете высылать на наш почтовый или электронный адреса: 191028, г.Санкт-Петербург, а/я 47, Русская Библейская Школа. E-mail: rbs@itcm.ru.


Мы живем в начале XXI века, и сегодня нас окружают удивительные предметы, о которых ранее мы не могли даже помыслить. За прошедшие 100 лет наука так много узнала о гигантской Вселенной, окружающей нас, и о том, из чего состоят мельчайшие крупинки материи. Мы расщепили атомное ядро, вышли в космос, ступили на Луну, наполнили мир автомобилями и мобильными телефонами, исследовали всю земную поверхность вдоль и поперек, создали компьютер и придумали Интернет. Если в наш мир поместить человека из далекого прошлого, то он показался бы ему настоящим чудом.

И потому тем более кажется странным, что наряду с потрясающими достижениями науки у нас до сих пор сохранились пережитки дремучих веков. Огромное количество людей продолжает подчинять свою жизнь астрологам и пользуются составленными ими гороскопами. Кого-то контролирует соблюдение странных обрядов. Кто-то зависим от веры в приметы. Кто-то готов безоговорочно верить любой другой чепухе, прочитанной им в дешевых газетах или Интернете. Печально, когда у человека полностью отсутствует критическое мышление. Еще более печально, что откровенное суеверие проникает и в христианские церкви. Причем оно уже не смотрится в них чужеродно. Напротив, в некоторых конфессиях оно настолько перемешалось с истинной верой, что для неподготовленного, слабо знакомого с Библией христианина бывает достаточно сложно отличить одно от другого. Кроме того, нередко сами люди ленятся разбираться в том, что они слышат от своих духовных учителей, предпочитая слепо им доверять и более ни о чем не задумываться. Такое отношение ведет к ужасающим последствиям, — церкви превращаются в секты. Как сказано в Писании: «Слепой ведет за собой слепого» (Матфея 15:14).
Мы понимаем, что христианам иногда бывает трудно увидеть разницу между подлинной библейской верой и пустым суеверием. Или между бесами, о которых говорит Библия, и бесами как забавными художественными образами с рожками, копытами и хвостом. Надеемся, что эта статья будет вам в помощь. В ней мы по очереди рассмотрим две темы: бесы и суеверия.


I. БЕСЫ

В данном разделе мы попытаемся ответить на вопрос о том, чем или кем являются сущности, называемые в Писании «бесами». Кроме того, мы дадим оценку причинам активизации демонических сил во времена Иисуса, сегодняшней ситуации на поле духовной битвы и практике изгнания бесов (экзорцизму). В заключение мы подведем итог и укажем на тот путь, вступив на который, верующий сможет оказывать реальное противодействие злым силам.

Вера в бесов стоит над многими суеверными учениями, существующими сегодня в мире. Для начала давайте посмотрим на те верования, которые были распространены в античности. Начнем с древнегреческого философа Плутарха. Он жил приблизительно в 45-127 годах нашей эры, то есть был современником некоторых раннехристианских мыслителей, например Иустина Мученика. В трудах Плутарха слово «демон» имеет 4 основных значения:
1. некое божество,
2. духи умерших людей или иных существ,
3. духовные существа — посредники между миром небесным и земным,
4. личные духи-хранители.

Как видите, все эти точки зрения распространены в нашем мире и сегодня, причем не только в далеких африканских племенах, до сих пор живущих по первобытному укладу. Для современного христианства особенно актуален четвертый пункт. Некоторые верующие считают для себя чуть ли не обязательным верить в своего личного ангела-хранителя, всегда готового прийти ему на помощь и желающего исключительно добра. Конечно, такая вера не имеет никаких оснований в Священном Писании.

Что касается древних иудеев, то они также верили и в злых духов, происхождение которых иногда связывалось с великанами из отрывка Бытие 6:4. Некоторые упоминания о них можно найти в ветхозаветных апокрифах, например в 1-й и 2-й книгах Еноха. Интересно, что там же можно найти и информацию о способах защиты от злых духов, которая, безусловно, была заимствована у соседних языческих племен (книга Товит 6:2-9). В самом Ветхом Завете ничего подобного нет за исключением краткого упоминания, что для успокоения злого духа царя Саула использовалась игра на гуслях (1 Царств 16:15-23). Но как отдельные личности бесы стали восприниматься намного позже, — видимо, уже во времена непосредственно перед рождением Христа. Тогда же им стали придаваться некоторые человеческие характеристики. Иногда бесы отождествлялись с языческими божествами, и поклонение им было, конечно, запрещено. При этом никакие действия по их изгнанию в библейских источниках не упоминаются вообще, поэтому мы их смело можем отнести к разряду суеверий.

В раннехристианском понимании бесы являлись злыми порочными существами, ответственными за существование в мире зла. А в отношении добрых духовных сущностей использовалось слово «ангел». Ангелы считались посредниками между миром земным и духовным, а бесы — теми, кто взбунтовался против Бога. Важно отметить, что результатом действия бесов вскоре стал считаться и человеческий грех. Учение обо всем этом мы можем найти у Оригена, Тертуллиана и уже упоминавшегося Иустина Мученика. Интересно, что раннехристианские авторы не отрицали, что колдуны также могли иметь некую реальную чудодейственную силу, но считали, что эта сила берет свое начало у бесов и сатаны. На самом деле, одержать победу над действиями злых духов в человеке можно посредством покаяния, отторжения греха, крещения и христианского образа жизни. Таким образом, распространение христианства всегда приводит к уменьшению влияния демонических сил.

Во времена жизни Иисуса считалось, что мир был наполнен бесами. И потому неудивительно, что Он так часто с ними встречался. Популярные точки зрения состояли в том, что бесы живут в пустынных местах и на кладбищах, могут овладевать людьми и давать им нечеловеческие способности, находятся в состоянии бунта против Бога, имеют личное имя (дающее власть над бесом тому, кто его знает), могут поселяться в животных, а окончательным местом их пребывания станет бездна. Они действовали под руководством сатаны и являлись представителями его царства. А люди считались полем битвы между бесами и Богом. Особенно много подобных историй в евангелии от Луки. Что касается апостола Павла, то он нечасто использовал слово «бес», предпочитая другие термины из иудейской раввинистической литературы, такие как: «начальства», «власти», «силы», «престолы» и т. д. (Ефес. 1:21, Кол. 1:16). Иногда бесы ассоциировались с физическими заболеваниями, — по крайней мере, с некоторыми из них, которые мы сегодня назвали бы психическими.

В Новом Завете подчеркивается, что Иисус обладал над ними полной властью, и их уничтожение это только вопрос времени. Таким образом, современным христианам не следует бояться влияния бесов. Мы полностью защищены от них властью Иисуса Христа. И это означает, что нам не нужно использовать никакие обрядовые действия для того, чтобы себя обезопасить. Сам Христос учил, что гораздо более важным является подчинение Богу и исполнение Его заповедей (Луки 10:17-20). Мы уже имеем силу для противостояния любым искушениям, с которыми можем столкнуться в своей жизни (1 Коринф. 10:13).

Существуют ли бесы сегодня? Есть четыре точки зрения на данный вопрос:
1. Бесов не существовало никогда. Упоминание о них в Библии является уступкой древнему мировоззрению.
2. Бесы существовали ранее, но Иисус одержал над ними полную победу и сегодня их уже нет.
3. Бесы существовали всегда и существуют сегодня, выполняя ту же работу, что и во времена Христа.
4. Бесы существуют сегодня, но их силы ограничены по сравнению с тем, каковы они были ранее.

Наиболее приемлемой в рамках христианского мировоззрения нам кажется 4-я точка зрения. При этом, следует особо подчеркнуть опасность принятия за «бесов» того, что ими не является. В частности, сегодня наука уже достаточно хорошо изучила психические заболевания человека, их причины и внешние проявления. Мы с уверенностью можем сказать, что все они имеют физическую природу и в большинстве случаев излечиваются достижениями современной медицины. Не следует относить к проявлениям бесов и обычные духовные слабости человека, в частности: его неспособность противостоять в своей жизни греху, пристрастие к различным зависимостям и нежелание исполнять божью волю. Мы полностью ответственны за свое поведение и будем держать отчет за все свои поступки, желания и мысли (2 Коринф. 5:10).
Помня об этом, давайте рассмотрим до сих пор существующую в некоторых культурах, религиях и церквах практику изгнания бесов. Такая практика называется «экзорцизм» (от греческого «эксоркисмос» — изгнание через заклинание). Проведение данного обряда обычно сопровождается различными заклинаниями, нечеловеческими голосами, криками, плачем, рычанием, странными телодвижениями, конвульсиями и тому подобным. В православии экзорцизм называется «отчиткой». Для ответа на вопрос о приемлемости этой практики нам следует вспомнить то, о чем говорилось выше:

1. Иисус уже одержал победу над силами зла.
2. Бесы не могут по собственной инициативе входить в человека.
3. Бесы побеждаются силой Святого Духа, которая даруется каждому христианину.
4. Практика экзорцизма, существовавшая в ранней церкви, давно прекратилась (начиная с V века экзорцисты уже не упоминаются в христианской литературе).
5. Эта практика в той или иной форме присутствует во всех языческих культах.

Таким образом, если человек желает по-настоящему бороться с силами зла, то ему следует не исполнять странные обряды, не несущие никакого практического смысла, а идти по тому пути, который предложил Иисус. Ему нужно уверовать, покаяться, креститься и продолжать жить благочестивой жизнью, служа Господу в Его церкви. Та практика экзорцизма, которая существует сегодня, является всего лишь имитацией настоящей духовной борьбы, происходящей в душе человека. Она порой опасна, порой глупа, но всегда имеет цель увести человека в сторону от истинной победы над грехом, которая возможна только через обращение ко Христу.

И в заключении данного раздела мы хотим кратко повторить его основные мысли:
1. Вера в бесов появилась в христианской традиции с самого начала и имела как иудейские, так и античные корни.
2. Иисус имел столкновения с бесами и одержал над ними победу.
3. Сегодня бесовские силы крайне ограничены в своих проявлениях. Болезни, искушения и грехи человека такими проявлениями не являются.
4. Практика изгнания бесов не имеет никакой силы, но способна увести верующего человека от настоящей духовной борьбы за собственное спасение.

II. СУЕВЕРИЯ

Большинство бытующих сегодня в России суеверий связано с неадекватным и искаженным восприятием христианской веры. Давайте отдельно рассмотрим суеверия языческие, народные и околоцерковные.

Первые из них имеют прямые антихристианские корни и происходят из различных религий, учащих многобожию. Здесь мы имеем дело с тем, что божественными характеристиками наделяются всякого рода духовные сущности, силы, предметы и космические объекты. Считается, что тем самым они обретают способность влиять на жизнь человека, контролируя или даже полностью подчиняя себе его поведение. Например, астрология обожествляет звезды и планеты, оккультизм — всякого рода «скрытые силы», действующие в мире, экстрасенсорика — паранормальные формы восприятия, магия и колдовство — людей, якобы имеющих уникальные знания и умения воздействовать на духовный мир, целительство — тех, кто способен к излечению всякого рода болезней. Сюда же следует отнести и уфологию (учение о внеземных пришельцах), претендующую на науку, но на деле практически не отличимую от оккультизма. Языческие суеверия наделяют различные объекты атрибутами, принадлежащими одному только Богу. Этими атрибутами могут быть всемогущество, всеведение, способность творить и произвольно вмешиваться в ход событий, порой даже вступая в противоречие с божьей волей. Конечно, подобная вера не имеет ничего общего с христианством и должна решительно изгоняться из наших церквей.

Народные суеверия иные по своей сути. Они не представляют собой целостного мировоззрения и являются откликом невежественного человека на события, которые он не может объяснить. Обычно таким человеком движет страх перед неведомыми силами. К народным суевериям, прежде всего, относится вера в приметы, сглазы, наговоры, нумерология и прочие предрассудки. Интересно, что сами приметы сильно отличаются в различных культурах вплоть до того, что одна и та же вещь может приносить либо удачу, либо наоборот, несчастье. Например, по английскому поверью черные кошки привлекают достаток. А другая, более привычная для нас примета говорит о том, что черная кошка всегда к беде. Такая противоречивость в толковании примет говорит о том, что все они имеют под собой народные корни и возникали в то или иное время в разных культурах совершенно произвольным образом. Страх перед суеверием является одной из форм поклонения ему. Примеров такого рода суеверий великое множество, они всем известны и перечислять их здесь мы не будем. Подобные вещи не должны пропагандироваться в современном обществе и, тем более, в церкви. Они недостойны нашего внимания.

Отличие народных суеверий от языческих состоит в том, что первые в большинстве своем вызваны невежеством человека. И значит, борьба с ними должна осуществляться не через практику жестких запретов, а через просветительскую работу. Народным суевериям обычно подвержены пожилые люди, пришедшие к вере совсем недавно. Они стремятся угодить Христу, но в силу своей духовной незрелости делают это так, как когда-то были научены людьми, далекими от христианства. Некоторые из них могут даже считать веру в приметы частью истинного божьего закона, но делают они это исключительно по неведению. Это не их вина, но их беда. Необходимо помнить, что народные верования имеют древние корни и впитываются людьми с раннего возраста, передаваясь от поколения к поколению. В отличие от тех, кто придерживается языческих суеверий, таких верующих не следует немедленно изгонять из церкви. К ним нужно проявлять заботу и терпение. Их необходимо учить, помогая избавляться от собственных предрассудков и замещая их здравым библейским учением.

Добавим, что также есть некоторые утверждения, которые приметами не являются. Например, если небо начинает темнеть, то велика вероятность того, что вскоре пойдет дождь. А если весной посыпать землю удобрением, то осенью можно ожидать хороший урожай. Связь здесь прямая, и подобные наблюдения, относятся, конечно, не к приметам, а к законам природы. Их знание умножает опыт.

И наконец, третья группа – это околоцерковные суеверия. К ним относится, например, обрядоверие. Под этим термином мы подразумеваем такую систему верований, при которой библейские практики используются для достижения целей, не имеющих ничего общего с христианством. Печально видеть, как некоторые люди стремятся совершить крещение только лишь с целью излечения от какого-то заболевания или для привлечения удачи. Или же когда молодожены считают, что обряд венчания в церкви способен настолько укрепить их брак, что это каким-то чудесным образом поможет ему не распасться, даже когда впоследствии оба они будут свободно грешить друг против друга. Конечно, это бесконечно далеко от истинного библейского учения. Опасность околоцерковных суеверий состоит в том, что они имеют благообразный вид и ссылаются на Священное Писание. Это может обмануть непосвященного человека, и уже обмануло многих из тех, кто считает, что церковь нужна именно для проведения такого рода обрядов, а больше никакого влияния на жизнь человека оказывать не должна.

В заключение, подчеркнем основную мысль данного раздела. Конечно, никакие суеверия не имеют ничего общего с настоящим библейским христианством, но по своей сути они различны. Некоторые из них бросают прямой вызов Богу, а другие идут от недостатка у человека знаний. Если с языческими и околоцерковными практиками в церквах нужно бороться самыми жесткими методами, но с народными суевериями — методами просвещения и увещевания.

Итак, мы рассмотрели две обширные темы: бесы и суеверия. Подведем краткий итог. Оба этих верования могут выглядеть как подобие христианства и даже иметь христианские корни, но ни одно из них и близко не подходит к сути настоящего библейского учения. Священным Писанием мы призваны к тому, чтобы ответить на божий призыв покаянием, крещением и благочестивой жизнью во Христе Иисусе. Именно в этом должна состоять наша борьба со всякого рода нечистыми силами, какими бы они ни были.

Комментариев нет:

Отправить комментарий